RSS

Иосиф Рубанов (1903–1988). Наследник московских традиций

17.06.2014

Иосиф Рубанов (1903–1988). Наследник московских традиций

Из собраний Государственной Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и из коллекции семьи художника

Пресс-показ состоится 19 июня в 14.00

Выставка открыта с 20 июня по 7 сентября 2014

Крымский Вал, 10, залы 21–22

Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с наследием мало известных широкой публике авторов. Новая выставка открывает имя Иосифа Михайловича Рубанова, признанного авторитета в профессиональной среде московских живописцев. Живя в Городке художников на Верхней Масловке, Рубанов всегда находился в центре творческой жизни Москвы, общаясь с мастерами разных поколений и различных направлений.

Его творчество развивалось последовательно, без резких эволюционных скачков. Свой живописный язык Рубанов сформировал, отталкиваясь от опыта старых мастеров, среди которых он выделял Тициана, Эль Греко, Веласкеса и Шардена, оказавших на него влияние. Высочайшим авторитетом для себя живописец считал Сезанна.

Художественное образование Рубанов начал в Красноармейском университете Могилёва, позже недолго проучился в петроградском Вхутемасе. В 1925–1930 годах в московском Вхутемасе–Вхутеине его учителями были знаменитые мастера живописи и графики К.Н. Истомин, А.Д. Древин, Н.А. Удальцова, А.А. Осмёркин, Р.Р. Фальк, Д.П. Штеренберг, А.В. Шевченко, И.И. Машков, В.А. Фаворский. Наставником и другом Иосифа Рубанова стал Арон Ржезников, художник, исследователь искусства французских импрессионистов и творчества Сезанна, оказавший большое влияние на студентов Вхутемаса своими философскими и теоретическими размышлениями. Позже, в 1960-е годы, в своем «программном» живописном произведении «Итальянский дворик в Музее имени А.С. Пушкина» Рубанов постарался создать групповой портрет современников – выдающихся художников первой половины XX века: Фалька, Осмёркина, Машкова, Кончаловского, Ржезникова, Фаворского. К этой работе он приступал неоднократно на протяжении многих лет, на выставке представлен один из этюдов.

Целостность художественного произведения достигалась Рубановым тем, как он выстраивал гармонию композиционного построения и колористических отношений. Требовательность к себе, нетерпимость к механическому подходу в решении творческой задачи и бескомпромиссность в вопросах искусства художник переносил и в свою педагогическую систему: всю жизнь он преподавал в домах культуры и творческих студиях.

Около 70 живописных произведений 1920–1980-х годов, преимущественно пленерные пейзажи и портреты, составляют экспозицию. Внимание к натуре и стремление передать искреннее, непосредственное впечатление от общения с ней было основой художественного метода Рубанова. Одним из его любимых примеров такого подхода были слова Камиля Коро, который перед каждым этюдом молил Бога о возвращении ему видения трехлетнего ребенка. В пейзажах Масловки и видах стадиона «Динамо», в автопортретах, отмечающих вехи творческого пути, и в натюрмортах, которые художник создавал почти по принципам музыкальным гармонии, он ценил «устроение» произведения, которое позволяло бы сохранить живой контакт с натурой.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати