RSS

Дорожает все

04.02.2015
Социально значимые бакалейные товары, которые практически полностью производятся в России, зависят от курса доллара не только из-за сырья. Другая существенная статья расходов — стандартные для всей бакалеи траты на упаковку. В себестоимости вермишели они составляют около 10%. При этом большую часть сырья для производства упаковки (краски, адгезивы, полимерные добавки и т. д.) импортируют.

Фасованный рис российского производства также привязан к импорту из-за упаковки, а также из-за использования удобрений и средств защиты растений. Даже отечественные удобрения «эволюционируют в цене в зависимости от ситуации на валютном рынке», говорит Востриков.

И даже в себестоимости фасованной соли доля зависимых от валют расходов, по данным «Руспродсоюза», составляет примерно 34%: это упаковка, горюче-смазочные материалы, запчасти, расходные материалы, амортизация импортного оборудования и т. д.

В затратах на производство популярного сыра, например «Российского», около 10% приходится на фермент, оборудование и упаковку, опять же импортные или зависимые от импорта.

Другая заметная статья расходов — обслуживание импортного оборудования. При производстве сливочного масла, например, около 1,5% в себестоимости приходится на амортизацию оборудования, купленного до девальвации, подсчитал сотрудник одного из молочных комбинатов. А для оборудования, купленного в последние месяцы, амортизационные расходы вырастут вдвое.

На передовых предприятиях хлебопекарной отрасли стоит высокопроизводительное оборудование зарубежного производства, обслуживание и комплектация которого зависят от курса рубля к основным валютам, и это довольно заметная зависимость, ведь в среднем амортизационные расходы составляют 5% от себестоимости хлеба, подсчитывает Востриков.

В непродовольственных категориях зависимость еще сильнее, говорит Маруева из Nielsen: как правило, минимум половина компонентов в средствах личной гигиены и ухода — импортируемые химикаты, объясняет она. Кроме того, производятся эти товары на импортном оборудовании, а значит, нести затраты на его покупку, обслуживание и ремонт приходится с оглядкой на курсы валют, добавляет она. Например, Procter & Gamble ввозит для своих бритвенных станков Gillette лезвия из Германии. Кроме того, российские моющие средства и средства гигиены разливаются в импортные пластиковые бутылки. «Рост обменного курса евро к рублю увеличивает стоимость бритв российского подразделения и сокращает прибыль», — констатировал финдиректор Procter & Gamble Джон Моллер по результатам IV квартала 2014 г.

Kimberly-Clark, выпускающая подгузники Huggies в подмосковном Ступине, также вынуждена повышать цены из-за падения рубля. Несмотря на локализованное производство, цены материалов для наполнителя и упаковки долларовые. «Приходится повышать цены, чтобы покрыть гигантский рост стоимости импортируемых материалов в местной валюте», — говорил неделю назад исполнительный директор Kimberly-Clark Томас Фальк на телеконференции по результатам последнего квартала 2014 г.

Сигнал рознице

Розничным сетям эти подсчеты производителей хорошо известны. Валютная зависимость — один из основных аргументов, которыми поставщики объясняют причину роста отпускных цен, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Все, что могут сделать представители сетей, — это попытаться найти продукт с более низкой зависимостью, например, закупать товар в упаковке из российских компонентов, рассуждает он. До падения курса рубля такая упаковка обходилась даже дороже, а теперь стала более привлекательной по цене, отмечает он.

Вице-премьеры, курирующие розничный и продовольственный рынки, Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович, с позицией производителей также знакомы, уверяет один из участников комиссии по мониторингу и оперативного реагирования на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, созданной для контроля цен. «Они сами отлично понимают, что в нынешних условиях цена может меняться и почему она должна меняться, и не просят детального объяснения», — говорит он. Представитель ФАС вчера не смог сказать, как именно служба определяет обоснованность либо необоснованность роста цен и как относится к доводам производителей о большой валютной составляющей в себестоимости отечественных продуктов.

«Проверки магазинов Генпрокуратурой — это посыл, что цены не должны расти для населения, а не для ритейлеров», — говорит на это один из ритейлеров.

В таких условиях лидеры розничного рынка могут пожертвовать своей маржей, чтобы избежать вмешательства государства, отмечал Борис Вилидницкий из Barclays. Аналитика беспокоит то, что ситуация с российским ритейлом и чиновниками напоминает ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов несколько лет назад. Тогда заявление президента страны Владимира Путина о высоких ценах на бензин привело к снижению цен на рынке, хотя рыночных предпосылок к изменению стоимости топлива не было, напоминает Вилидницкий.

Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») после проверок раскрыла данные по средней наценке в своих магазинах и сообщила, что с начала декабря снизила ее на ряд товаров, чтобы не допустить скачка цен и оттока покупателей. Например, на хлеб она снизилась с 24% до минус 1%. Рост оптовых цен опережает рост цены на полках, заключает представитель X5 Владимир Русанов.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати