RSS

О урегулировании споров в сфере защиты прав потребителей

07.02.2015

Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей») предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) в судебном и досудебном порядке.

Досудебный порядок урегулирования споров

Чтобы разрешить конфликт, возникший между продавцом (изготовителем, исполнителем) и потребителем, не обязательно сразу обращаться в суд. Внесудебный (претензионный) порядок урегулирования спора состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите своего права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю) путем подачи письменного документа – претензии.

Претензионный порядок позволяет разрешить спор без лишних затрат времени и средств, связанных с необходимостью обращения в суд.

В Законе "О защите прав потребителей" предусмотрена ответственность за отказ в добровольном порядке удовлетворить обоснованные требования потребителя. В соответствии с п. 6 ст. 13 вышеуказанного закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца (изготовителя, исполнителя), за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Таким образом, добровольное удовлетворение претензионных требований – обязанность продавца (изготовителя, исполнителя).

Претензия

Если в купленном товаре или оказанной услуге (работе) обнаружился недостаток, то необходимо известить вторую сторону о случившемся. Для этого необходимо написать претензию в двух экземплярах. В ней должны быть отражены следующие пункты:

- полное наименование организации (индивидуального предпринимателя) и его юридический (фактический) адрес;

- фамилия, имя, отчество (полностью) и домашний адрес потребителя;

- краткое описание недостатков товара, услуги (работы);

- требования потребителя (устранить недостаток, расторгнуть договор купли-продажи и т.д.).

К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара (услуги, работы) именно в данной организации (у индивидуального предпринимателя). Один экземпляр претензии передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором продавец (изготовитель, исполнитель) делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию. Получив претензию, продавец (исполнитель, изготовитель) должен известить потребителя о своих намерениях (в письменной форме). Срок рассмотрения претензии – 10 дней. Если ответ продавца не поступил или не устраивает потребителя, он, еще раз оценив правомерность своих требований, имеет право обратиться за защитой своих прав в суд.

Судебная защита прав потребителей

Согласно российскому гражданскому законодательству защита нарушенных прав потребителей может осуществляться судом.

Законом «О защите прав потребителей» установлена альтернативная подсудность дел о защите прав потребителей. Это означает, что потребитель по своему усмотрению выбирает суд, в который предъявляется судебный иск: в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - по месту его жительства; по месту жительства или пребывания истца; по месту заключения или исполнения договора;

По общему правилу согласно статье 17 Закона «О защите прав потребителей», а также статье 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Потребитель может предъявлять иск в суд сам (лично) или через представителя.

Круг лиц, которые могут быть представителями:

1. адвокаты, (их полномочия удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией);

2. уполномоченные организации (например, организации, оказывающие юридические услуги);

3. совершеннолетние, дееспособные граждане, допущенные судом к представительству;

4. представители общественных организаций.

Представитель действует в суде на основании доверенности, выданной нотариусом.

Исковое заявление подается в письменной форме.

Исковое заявление

Исковое заявление - это основной документ, отражающий суть возникшего спора. Оно составляется в нескольких экземплярах, количество которых зависит от числа ответчиков.

Требования к исковому заявлению и порядок его подачи закреплены в статьях 131-138 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В исковом заявлении указываются:

1. наименование суда, в который подается заявление;

2. фамилия, имя, отчество истца - потребителя, его место жительства, а также фамилия, имя, отчество и адрес представителя, если заявление подается представителем;

3. наименование ответчика - продавца (изготовителя, исполнителя), его нахождение (юридический или фактический адрес);

4. в чем заключается нарушение прав потребителя и его требования;

5. обстоятельства, на которых истец – потребитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6. цена иска, если он подлежит оценке;

7. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это предусмотрено федеральным законом или договором;

8. перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Потребитель в случае нарушения его прав в сфере защиты прав потребителей может обратиться с письменной жалобой в Управление Роспотребнадзора по г. Москве (территориальные отделы в административных округах).

Обращаем Ваше внимание, что в полномочия Управления Роспотребнадзора по г. Москве входит следующее:

- составление протоколов об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие соответствующих мер;

- вступление в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;

- обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и принятие по ним решений в соответствии с компетенцией Управления Роспотребнадзора по г. Москве по конкретной жалобе.

Адрес: 129626, Москва, Графский пер., д. 4/9

тел. 8 (495) 785-37-41

e-mail: uprav@77.rospotrebnadzor.ru

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов претензий и исковых заявлений обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Адрес: 129626, Москва, Графский пер., д. 4/9

тел. 8(495) 687-39-61

e-mail: fguz@mossanepid.ru

http://www.mossanexpert.ru

Часы работы:

понедельник - пятница с 9-00 до 17-30

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати