RSS

В преддверии Всемирного Дня защиты прав потребителей

05.03.2015

В 2015 году Международная Федерация потребительских организаций призвала сосредоточиться на правах потребителей на здоровое питание, определив девиз: «To focus on consumers' rights to healthy food» («Сосредоточиться на защите прав потребителя «здоровое питание»).

Имеет ли потребитель право на здоровое питание? Да, безусловно имеет.

«Человек есть то, что он ест!» - сказал Гиппократ в свое время. И вряд ли что-то изменилось с тех пор. Во времена наших прабабушек говорили: «что внутрь положишь, то назад не воротишь». В реалиях нашей современности, в условиях нарастающего с каждым днем темпа жизни, каждый уважающий себя человек старается обращать внимание на то, что он потребляет в пищу.

Как же в том изобилии предложенных в различных магазинах продовольственных товаров современному человеку выбрать качественный и безопасный пищевой продукт? Роспотребнадзор может дать потребителям несколько советов на эту тему.

Прежде всего не покупайте продукты у случайных продавцов. Продавец обязан довести до сведения покупателя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец – индивидуальный предприниматель должен представить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Аналогичная информация должна быть доведена до сведения покупателя при осуществлении торговли в киосках, павильонах, на ярмарках, с лотков и т.п.

Обратите внимание на соблюдение продавцом условий хранения товара (например, температурный режим хранения).

Проверяйте дату изготовления товара, срок годности.

В случае возникновения сомнения в качестве продовольственных товаров требуйте у продавца документы, подтверждающие происхождение и качество товара.

По требованию покупателя продавец обязан предоставить один из следующих документов:

- сертификат или декларацию о соответствии;

- копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы заверяются подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием адреса, телефона.

Какую информацию о продукте должен довести продавец до потребителя?

В соответствии со статьей 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав; количество; дату изготовления; срок годности; условия хранения (в т.ч. после вскрытия упаковки); наименование и место нахождения изготовителя или организации-импортера; рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению; показатели пищевой ценности; сведения о наличии компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

ВАЖНО! При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке должны быть указаны только наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения; иные предусмотренные законодательством сведения в данном случае доводятся до потребителя любым доступным способом. Если же фасование продукции осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, то все сведения о товаре доводятся до потребителя любым доступным способом.

Если во время выбора товара Вы обнаружили продукт, не отвечающий перечисленным требованиям, обратитесь к администратору торгового зала магазина, укажите на недостатки. Может для данного предприятия подобная ситуация случайность, а не закономерность. Проявите гражданскую активность. Дайте шанс менее внимательному потребителю не купить сомнительный продукт.

Что делать, если Вы все же приобрели некачественный пищевой продукт?

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 503 Гражданского кодекса РФ, в случае обнаружения недостатка товара покупатель вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; возврата уплаченной за товар суммы.

При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и т.д.

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение покупки.

Важно! Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности.

В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертизу пищевых продуктов целесообразно проводить только если не нарушена потребительская тара (упаковка), т.к. в противном случае невозможно доказать, что причиной понижения качества является вина изготовителя или продавца. Поэтому при обращении к изготовителю, продавцу, либо в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара, чтобы можно было отобрать для проведения экспертизы пищевые продукты в соответствии с требованием нормативных документов.

В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться в суд по выбору: по месту нахождения организации, по месту жительства или пребывания потребителя, либо по месту покупки товара.

Если Вы столкнулись с систематическими грубыми нарушениями законодательства в конкретном предприятии торговли, либо если Вы заметили, что администрация магазина игнорирует Ваши замечания по вопросам безопасности пищевых продуктов, обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по городу Москве (http://77.rospotrebnadzor.ru/).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати