RSS

О процессе становления отношений между полицией и населением в историческом аспекте и особенностях их развития на современном этапе

29.05.2015

На современном этапе органы государственного управления Российской Федерации переживают период трансформации, который заключается в переосмыслении форм и методов работы с населением. Соответствующие изменения происходят и в органах внутренних дел и в частности в полиции, которые оставаясь практически неизменными по своей структуре испытывают качественные изменения по характеру своей деятельности.

Исследование этого вопроса целесообразно рассматривать в историческом аспекте, что обусловлено ориентацией дальнейшего развития нашего государства на внедрение в деятельность полиции демократических стандартов деятельности.

В зависимости от особенностей государства, объема полномочий и места полиции среди других государственных структур выделяют два подхода (или модели) к характеристике полицейской деятельности: континентально-европейский (Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания) и британский (Великобритания).

Для континентально-европейской модели характерно централизованное управление полицейскими ведомствами со стороны государства, четкая вертикаль (иерархия) и широкий круг полномочий.

Для британской модели организации полицейской деятельности характерны децентрализация управления, предоставление приоритета в решении проблем местным органам власти. На этапе формирования британской модели обязанности полиции ограничивались выполнением трех задач: поддержание правопорядка, раскрытие преступлений и регулирование дорожного движения. Считалось, что эти обязанности взаимосвязаны и образуют единую полицейскую функцию общественной безопасности. Деятельность британской полиции впоследствии получила признание и уважение не только у англичан, но и у представителей других государств, свидетельством чего является представление об английском полицейском ХХ в. как о безоружном и вежливом полицейском, выполняющим роль «независимого охранника общественного порядка».

В этой связи новым этапом деятельности полиции, в основу которого должен быть положен тезис «власть полиции предоставляется по закону населением и для населения» получает название «эпоха решения гражданских проблем» и предусматривает, что полицейская деятельность должна осуществляться в соответствии с потребностями населения и на основе партнерских отношений с ним.

Употребляемым для определения сути предложенного подхода является термин «community policing» (англ.). Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) в 2008 г. определяет community policing как философию или организационную стратегию, под которой понимают взаимное сотрудничество полиции и общества с целью эффективного противодействия преступности. Работа полиции с населением по месту жительства выполняет роль стратегического дополнения традиционной полицейской практики.

Характеризуя организацию работы полиции с населением на современном этапе необходимо выделять два ее вида:

первый - глобальный подход к взаимодействию полиции с общественностью, в основе которого лежит тезис о том, что преодолеть преступность силами только полиции невозможно, поскольку причины преступности обусловлены социальными проблемами, поэтому полиция должна быть координатором решения социальных проблем,

второй - заключается в решении конкретных вопросов, касающихся города, микрорайона, конкретной общины.

Процессы, происходящие в полиции на современном этапе можно обозначить как «социализация полиции». Полиция воспринимается не как военный и правоохранительный институт, а как государственный орган, деятельность которого связана с предоставлением всесторонней помощи законопослушным гражданам в сфере общественной безопасности и порядка. Речь идет о качественно новом уровне работы полиции. В этой связи необходимо выделить следующие принципы:

1. основой работы полиции должна быть профилактика преступности, восстановление справедливости в отношении потерпевшего, недопущение вовлечения граждан в преступную деятельность,

2. эффективность деятельности полиции прежде оценивает население, а уже потом власть и высшее руководство.

Стоит обратить внимание на тот факт, что подобные изменения в работе полиции являются отражением современных тенденций развития государственного управления во многих демократических странах.

Как показывает опыт зарубежных стран, процесс перехода от традиционной модели к социально-ориентированной оказался довольно длительным: понадобилось почти десятилетие для перехода. Анализ вышеуказанного опыта показал, что для промилитаристской полицейской организации с целью ее превращения в современную социально-ориентированную важным является соблюдение трех основных условий:

1) потребность полицейской организации в изменениях, направленных на достижение качественных результатов,

2) понимание, что полицейская организация не является статичной и должна быть готова к восприятию новых управленческих подходов в изменяющемся обществе,

3) осознание важности профилактического реагирования как на внутренние потребности полицейской организации и ее сотрудников, так и на внешние потребности гражданского общества.

На современном этапе развития ориентация полиции в своей деятельности на гражданина как главного «оценщика» ее работы свидетельствует об активизации процессов сближения между полицией и общественностью. Такой подход, как показывает анализ демократическими странами признается одним из наиболее оптимальных и эффективных, поскольку принятие во внимание мнений и пожеланий тех, ради кого работает полиция позволяет максимально учитывать их истинные потребности и своевременно реагировать на них.

Реформирование деятельности полиции РФ путем демократизации за счет вовлечения общественных институтов в правоохранительную деятельность также активно развивается, для чего создается соответствующий нормативно-правовой базис.

Именно для законодательного закрепления партнерского участия общества в правоохранительной деятельности был принят Федеральный закон РФ от 2 апреля 2014 года №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее - Закон).

Закон закрепил следующие принципы участия граждан в охране общественного порядка (ст.4):

1) добровольность;

2) законность;

3) приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимость подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законом предусмотрены формы участия граждан в охране общественного порядка (ст.ст. 8-11) такие, например, как содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, внештатное сотрудничество с полицией, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Особым образом Закон регламентирует порядок создания и деятельности народных дружин (ст.ст. 12-24).

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что полиция и ее деятельность - сложный, исторически меняющийся государственно-правовой и социальный институт, призванный обеспечить правопорядок и безопасность граждан. В разные времена отношения между полицией и гражданами имели различный характер, однако в настоящее время пришло осознание, что самостоятельно, силами только полиции, даже высокопрофессиональной обеспечить выполнение определенных задач невозможно. На современном этапе должна активно внедряться модель партнерской полицейской деятельности, которая предусматривает, что полиция в обществе выполняет роль координатора в решении и преодолении проблем, которые влияют на правопорядок и безопасность в стране, ответственность за состояние дел в этой сфере несет не только полиция, но и все общество в целом (государственные органы, общественные организации, население).



Начальник Отдела МВД России

по району Якиманка г. Москвы

подполковник полиции

А.А. Фадеев

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати